Часто задаваемые вопросы

Перечень типовых, наиболее часто задаваемых гражданами вопросов и ответы на них

Согласно п. 11 Постановления Правительства № 991 от 06.07.2020, пассажир вправе подать заявление о возврате денежных средств, указанных в пункте 6 настоящего Положения, на сайт перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", посредством почтовых отправлений или при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика. Если по заявлению пассажира возврат денежных средств должен быть осуществлен на другую банковскую карту, отличную от банковской карты, с которой была оплачена провозная плата, то такое заявление пассажира может быть подано только при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика.

Денежные средства, указанные в пункте 6 настоящего Положения, возвращаются по заявлению пассажира, поданному по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

В соответствии с п. 135 ФАП-82, в качестве ручной клади сверх нормы, установленной перевозчиком в соответствии с пунктом 133  Правил, и без взимания дополнительной платы пассажир имеет право провозить следующие вещи: рюкзак, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика, или дамскую сумку, или портфель с вложенными
в рюкзак, или сумку, или портфель вещами; букет цветов; верхнюю одежду; детское питание для ребенка на время полета; костюм в портпледе; устройство для переноса ребенка (детскую люльку, удерживающие системы (устройства) для детей до двух лет, детскую коляску и другие устройства) при перевозке ребенка, габариты которых установлены правилами перевозчика, и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения; лекарственные препараты, специальные диетические потребности в количестве, необходимом на время полета; костыли, трости, ходунки, роллаторы, складное кресло-коляску, используемые пассажиром и имеющие габариты, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения; товары, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, упакованные в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, вес и габариты которых установлены правилами перевозчика. Следовательно, вещи, перечисленные в п. 135 ФАП-82 находятся за пределами нормирования и не должны помещаться в калибратор с ручной кладью, габариты которого устанавливаются перевозчиком.

Позиция Ространснадзора подтверждается Решениями Арбитражного Суда г. Москвы от 24.01.2022№ А40-213154/2021-147-1593 и Арбиртажного Суда Московского округа от 13.09.2022 № А40-213154/2021. Кроме того, согласно Решения Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2018 № АКПИ18-540, оставившего без изменения Аппеляционным  определением Верховного Суда Российской Федерацией от 20.11.2018 № АПЛ18-475, установление перевозчиком нормы бесплатного провоза ручной клади должны соответствовать федеральным авиационным правилам, соблюдение которых призвано обеспечить как общие правила воздушной перевозки, так и необходимый уровень обслуживания пассажиров.

При выявлении нарушений принимаются меры инспекторского реагирования.

В соответствии с пунктом «з» части 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ
«О транспортной безопасности» (далее – 16-ФЗ) объекты транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) – технологический комплекс, включающий в себя определяемые Правительством Российской Федерации участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение.

Из буквального толкования пункта «з» части 5 статьи 1 16-ФЗ следует, что к ОТИ могут относиться железнодорожные пути необщего пользования, места погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности.

В соответствии с пунктом «в» статьи 5 постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1633 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта» субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее –  план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности. Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Таким образом, объекты КГМК, охраняемые в соответствии с законодательством об антитеррористической безопасности (железнодорожные пути необщего пользования и места погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности) подлежат защите подразделениями транспортной безопасности.

В соответствии с частью 7.1 статьи 1 16-ФЗ и пунктом 2 постановления Правительства РФ
от 21.11.2019 № 1483 «О внесении изменений в Положение о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации», ФГУП «УВО Минтранса России» является подразделением транспортной безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее – ВК РФ), по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

Срок доставки пассажира воздушного судна и его багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

Согласно п. 1 ст. 127 ВК РФ: «…перевозчик обязан в течение тридцати дней со дня поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа уведомить лицо, предъявившее претензию, об удовлетворении или отклонении претензии».

 В соответствии с ч. 2,3 ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее – ВК РФ), в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

В соответствии со ст.120 ВК РФ, за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В соответствии с п.76 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее – ФАП-82), перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Согласно п. 226 ФАП-82: «…пассажир вправе отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Согласно п. 227 ФАП-82: «…вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае: отмены или задержки рейса, указанного в билете».

Согласно п. 234 ФАП-82: «…требование о возврате провозной платы предъявляется в порядке, установленном правилами перевозчика, и договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза».

Согласно п. 235 ФАП-82: «… возврат пассажирам провозной платы производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. № 155.

Согласно п.1 и 3 ст.31 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 31.07.2020) «О защите прав потребителей», требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования, За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона. В случае нарушения сроков, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона.

Согласно ст.15 "Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее-ГК РФ):

1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Согласно п.1 ст. 395 ГКРФ: «…в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором».

При выявлении нарушений принимаются меры инспекторского реагирования.

Направляется на рассмотрение в рамках компетенции
в Роспотребнадзор.

В части проведения экспертиз при перевозках грузов возможно обратиться в следующую организацию:

- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет транспорта», телефон: 8 (495) 681-13-40

В соответствии с главой 18 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» постоянный рейд является специальным режимом государственного контроля (надзора), под которым понимается режим государственного контроля (надзора), который заключается
в возможности постоянного нахождения инспекторов в пунктах контроля и (или) перемещения инспекторов по определенной территории (акватории) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований.

Постоянный рейд может осуществляться в случае, если это предусмотрено федеральным законом о виде контроля.

Установление пунктов контроля, территорий (акваторий) для постоянного рейда осуществляется решением контрольного (надзорного) органа.

Постоянный рейд осуществляется в отношении транспортных средств, иных производственных объектов, деятельности и действий граждан и организаций на определенной территории (акватории).

Постоянный рейд в соответствии с главой 18 Федерального закона №248-ФЗ отнесён
к специальным режимам государственного контроля (надзора), не является контрольным (надзорным) мероприятием и на него не распространяется порядок обязательного досудебного обжалования, предусмотренный главой 9 Федерального закона №248-ФЗ.

Нет. В указанном случае действует предусмотренный главой 9 Федерального закона № 248-ФЗ обязательный досудебный порядок обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц через специальную форму на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (госуслуги).

Рекомендуем Вам осуществлять внесение изменений в реестр лицензий через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ) Ространснадзора по следующей схеме: набрать в интернете  «ЕПГУ госуслуги», официальный сайт (gosuslugi.ru), откроется портал государственных услуг Российской Федерации, нажать «Войти», откроется окно «Введите запрос», набрать  «Ространснадзор», откроется - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
В разделе «Все услуги и функции», подразделе «Электронные», выбрать необходимые услуги
и действовать в соответствии с поставленными вопросами.